В. Херцог

В. Херцог (р. 1942) создает свои кинопроизведения как откровения человеческого существования, как знаки и символы жизни, которые более важны, чем сама жизнь. "Мои фильмы не показывают реальность как таковую. Мои фильмы - это реальность мечты". Киноповествование Херцога тяжеловесно и затруднено. Здесь являют себя одновременно парадоксальная простота и усложненность, рациональность формы и мистическое содержание.

Главная проблема, которую исследует немецкий режиссер, - духовные и социальные корни одиночества. Его герой исключен из жизни. Это некое инородное существо - "волчий ребенок", - выросший за пределами общества, в котором вдруг оказался. Одновременно по своей внутренней сути персонаж Херцога - своеобразный антигерой: хладнокровный либо вдохновенный фанатик. В лучших своих фильмах ("Агирра, гнев Божий" (1972), "Каждый за себя, и Бог против всех" (1974), "Строшек" (1977), "Войцек" (1978), "Фицкарральдо" (1982)) автор устремляется вглубь сознания героя, проводя почти сюрреалистическое исследование его чувств, иллюзий, размышлений. Вместе с тем Херцог отрицательно относится к психологическому кино (в частности, к творчеству Бергмана), ибо не "препарирует" психику персонажа, а лишь доказывает, что человек, живя в своей субъективной реальности, не может быть для художника мерилом объективного постижения действительности.

Важнейшим пластическим образом в киноискусстве В.Херцога является ландшафт. Аляска, Греческие острова, джунгли Амазонки, пустыня Сахара и другие экзотические пейзажи символизируют то время, когда планета не была тотально универсализирована. Тропический пленэр, олицетворяющий таинство мира, непостижим для человека, одержимого вероломной мечтой в его проникновение. Натура поглощает героя так же, как поглощает цивилизацию (хотя человек остается пленником противоположного мнения). Экзотический ландшафт и романтическое безумие персонажей превращают фильмы немецкого мастера в аттракционное зрелище.

Кинофилософия В. Херцога опирается на триединство: природа -человек - культура. Природа - творение Бога. Культура - творение человека. А человек - есть уникальное создание и того, и другого.

История кино

Главная Контакты
:: Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей. Л. Якокка