Третий период творчества Ф. Феллини - жестокая сказка
Третий период творчества Ф. Феллини - жестокая сказка - открывает фильм "Репетиция оркестра" (1979). В форме телевизионного репортажа режиссер представляет нам репетицию симфонического оркестра. Интервьюируя музыкантов и дирижера, автор изучает характер взаимоотношений (симпатии и антипатии) между инструментами и между людьми. Однако это будничное занятие (и репортаж, и репетиция) превращаются в грандиозную метафору о распадающемся мире. Тема разрушения прописана Феллини извне и изнутри. Содрогается и раскалывается храм, в котором идет репетиция. Оркестранты, как распавшаяся семья, воюют друг с другом и с дирижером. Когда обе эти параллели резонируют в кульминации, когда на алтарь тотального противостояния принесена невинная жертва в лице добродушной беззащитной арфистки, только тогда являет себя гармония - невидимая сущность мира. Обессиливших от борьбы персонажей среди руин объединяет музыка. Но это духовное равновесие продлится лишь мгновение... В черном пространстве последнего кадра снова раздастся гневный монолог недовольного дирижера.
В картине "Город женщин" (1980) Ф. Феллини в форме сновидения героя представляет женскую цивилизацию. Режиссер любит женщин и страшится их, покорно склоняет голову перед женской властью и злобно иронизирует над этой фантомной силой. А на экране тем временем рассыпаются фейерверком причудливые образы, фантастические сцены, гротескно-сатирические детали.
Замыкает своеобразный триптих Феллини фильм-притча "И корабль плывет" (1984), представляющий образ современной цивилизации как паноптикум (собрание диковинных существ и человеческих "восковых фигур"), выброшенный в океан с печальной миссией - развеять прах былого величия. Здесь, как и в "Амаркорде", для организации образного пространства режиссер использует художественную модель оперы-буффа.
Последняя картина Ф. Феллини "Голос Луны" (1990) - это поэтическая импрессия неожиданных проблесков фантазии и отдаленных ассоциаций, произвольно взаимозамещающихся в потоке экранных образов.
Крупнейший мастер мирового кино Ф. Феллини синтезировал в своем творчестве традиции комедии дель'арте и неореализма, живописный язык X. Босха, элементы повествовательной стилистики Д.Джойса и философские категории К. Юнга. Своей щедрой фантазией он создал театр масок "человеческой комедии". Фильмы Феллини открыто условны. Это стихия карнавала с его легкими замещениями верха и низа, неукротимым (необузданным) дионисийством, свободной импровизацией, гиперболизацией, гротеском, буффонадой, эксцентрикой. Поэтому кинопроизведениям итальянского режиссера присуща "ярмарочно-барочная модель эпизодического повествования", где отсутствует непрерывность рассказа, линейная драматургия и психологическая глубина в разработке характеров персонажей. Творить из хаоса космос - в этом видел смысл своего творчества Ф. Феллини - не философ, но великий маг и гипнотизер.
Безусловно, итальянское кино не исчерпывается фильмами Л.Висконти, М. Антониони, Ф. Феллини. Под сенью творчества этих выдающихся мастеров взросли поколения талантливых итальянских режиссеров (П.Пазолини, Б.Бертолуччи, Э.Скола, В.Дзурлини, М.Феррери, Л.Коменчини и др.), подаривших мировой художественной культуре серию блистательных экранных произведений. Однако практически все они остались новаторами в рамках своей локальной киношколы, в то время как три итальянских художника оказали влияние на мировое киноискусство.