Лукино Висконти – уход от неореализма

Первая попытка решительно размежеваться с неореализмом приходится на 1954 год, когда Висконти снял картину "Чувство". По жанру - это острая мелодрама. По форме - грандиозное красочное зрелище с богатыми костюмами и интерьерами. Страсть, связавшая графиню Ливию и австрийского лейтенанта Франца Малера, вынуждала героиню к многочисленным душевным и материальным пожертвованиям. Однако в результате их любовь обесценилась, засияв фальшивым блеском корыстного расчета. Комментируя свой режиссерский замысел, Висконти подчеркивал, что фильм "Чувство" напрямую зависит от его театрального опыта: "Начало картины ярко это показывает. Мы видим представление оперы на сцене, и опера эта словно перешагивает рампу и повторяется в реальной жизни. Ибо сюжет "Чувства" — не что иное, как мелодрама. Поэтому я начал с эпизода в театре... Когда я приступил к съемкам, понял: та атмосфера, которая должна поддерживаться на протяжении фильма - это атмосфера итальянской оперы". Кстати, в итальянском языке слово "melodramma" прежде всего, обозначает "оперу" и в первую очередь связывается с именами Верди и Пуччини.

В Италии опера - искусство, понятное очень широкому кругу зрителей, и ее система условностей обрела устойчивость. Итальянский кинематограф интенсивно развивал эту традицию в начале века, создавая с соответствующим размахом экранные колоссы по произведениям Д'Аннунцио. Неореализм оттеснил подобное зрелище на периферию кинопроцесса. Л.Висконти придал новый художественный импульс этой важной традиции итальянской национальной культуры.

Картина "Чувство" стала новой художественной декларацией режиссера: представление современности в образах прошлого; дробление сюжета на акты и сцены; постепенное "вызревание" трагизма изнутри персонажей; живописно-драматическая роль среды, атмосферы, музыки. Наследник своего сословия, Лукино Висконти вывел на экран в качестве героев представителей аристократии и обострил проблему угасания духовности, носителем которой в лучшие времена своей истории являлось это сообщество.

Окончательным и бесповоротным разрывом Висконти с традициями неореализма стал фильм "Леопард" (1962), получивший главный приз на Каннском кинофестивале и явившийся отныне своеобразной визитной карточкой мастера. Действие киноромана (3,5 часа) происходит в 1860-1862-х годах на Сицилии во время гражданской войны за объединение итальянских земель. На этом историческом фоне разворачивается семейная хроника княжеского рода Салины. Глава дома - дон Фабрицио - воспринимает политические перемены, знаменующие закат эпохи аристократии, с философским спокойствием. Он не стремится вписаться в новую социально-историческую ситуацию, не торгует своим именем и авторитетом.

Фильм снимался в натуральной среде, что потребовало от постановщиков деликатного груда по восстановлению фасадов, интерьеров, костюмов, причесок, даже блюд. Тональность картины определяет элегическая грусть. В атмосфере дома Салины витает призрак заката. В его отблесках деформируются устойчивые традиции утонченного и прекрасного мира. Предчувствие, предвидение смерти (заката) - одна из главных тем "Леопарда" - достигает апогея в сцене большого бала, который становится образом уходящей эпохи. Прошлое справляет свой прощальный ритуал. В этом эпизоде постепенно выкристаллизовывается кульминация всего кинопроизведения. Вальс князя с Анджеликой - очаровательной неофиткой, "безродной" представительницей богатой буржуазной семьи, символизирует торжественное отступление старости перед молодостью. Один круг замыкается, другой - начинает свой бег. Последний вальс последнего аристократа неожиданно приоткрыл и духовную мощь, и ... зыбкость величавой жизни на склоне эпохи процветания. Молчаливый танец князь Салина завершает длительным благодарственным поцелуем руки Анджелики. И это прекрасное мгновение, "остановленное" статичной декоративностью крупного плана, символизирует финал - финал эпохи утонченного аристократизма и начало жестокой, лживой эры толпы.

Эпизод бала снимался в залах единственного уцелевшего дворца в Палермо. Многочисленные статисты были одеты в костюмы, соответствующие историческому времени фильма. Их прически и даже макияж стали примером блистательной стилизации. Кстати, среди гостей князя Салины были реальные представители древних сицилийских семей. Банкетные столы "прогибались" от серебряной посуды, заполненной необычной едой, специально приготовленной лучшими итальянскими поварами.

Операторы снимали залы дворца с трех камер, соединяя в едином текучем потоке события, диалоги и сценографию. Медленное движение камеры и длинные монтажные кадры определили неспешный ритм кинопроизведения, приблизили экранные композиции к идеально-застывшему мгновению живописной образности. Подчеркнутый эстетизм смягчает мотив одиночества и одновременно усиливает декадентскую атмосферу "Леопарда".

История кино

Главная Контакты
:: Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить. Сенека