Витторио де Сика
В 1948 году итальянский неореализм как художественное направление достигает апогея в своем развитии. Практически одновременно на экране появляется ряд ярких фильмов разных авторов, объединенных единой эстетикой: "Горький рис" Джузеппе де Сантиса, "Под небом Сицилии" Пьетро Джерми, "Земля дрожит" Лукино Висконти и знаменитая тетралогия Витторио де Сика (1901-1974). В первой ее части - картина "Шуша" (1946) - описываются драматические приключения маленьких бездомных чистильщиков обуви, попадающих, в конце концов, в тюрьму. Второй фильм - "Похитители велосипедов" (1948) - острая социально-психологическая драма об отчаянных попытках "маленького" человека в борьбе за выживание. Единственное, что удерживает его на краю пропасти, любовь и сострадание семилетнего сына. Наряду с действующими персонажами в картине присутствует метафорический герой - велосипед., Для бедной итальянской семьи это и реликвия, и кормилец, и символ лучшей счастливой жизни одновременно. Третья картина "Чудо в Милане"(1950) в жанре сказки повествует о борьбе безработных за свои права, в которой им помогают ангелы и волшебство. Этот фильм стал первым очевидным свидетельством трансформации стилистики неореализма, перехода его в так называемую розовую фазу, что вызвало враждебный тон отдельных критиков-апологетов традиционного неореализма. Видимо, поэтому последнюю картину тетралогии "Умберто Д." (1951) В. де Сика снова снял в остродраматической манере: одинокий старик, живущий в беспросветной нужде, единственный выход видит в самоубийстве.
Витторио Де Сика