Французское кино 30-х годов
В начале 30-х годов во французском кино началась так называемая поставангардистская реакция. Рассматривая абстрактное кино лишь как лабораторный эксперимент, новые режиссеры (Ж.Виго, Ж.Дювивье, М.Карне) в своих фильмах возвращаются к сюжетности и ставят перед собой главную художественную задачу - показать красоту обыденной реальности. В качестве главного героя в их фильмах выступает "маленький человек", зачастую - представитель социальных низов. Эта тенденция впервые ярко обозначилась в творчестве Ж. Виго (1905-1934), хотя он успел снять только две игровых картины. Фильм "Ноль за поведение"(1932) был запрещен за свои бунтарские мотивы и вышел на экраны только в 1945 году. Весь пафос ленты был направлен против тотальной власти взрослых и создан как воплощение грез гонимого судьбой ребенка. Эстетика фильма опирается на поэтическое мироощущение Виго: реальность постепенно теряет документальную достоверность и трансформируется в ирреальный, полуфантастический мир.
Последняя картина Виго - "Аталанта" (1934). Это лирическое киноповествование о жизни-путешествии маленького экипажа баржи. На заре звукового кино, когда фильмы тонули в плотном потоке диалогов и монологов, Ж.Виго в своем произведении открыл эстетическую ценность паузы и заставил ее "звучать" во всей художественной силе. Трогательность, искренность, ясность, мягкий юмор определяют атмосферу картины. Главные герои - молодые супруги Жан и Жюльетта, старый матрос папаша Жюль - персонажи абсолютно реалистические, живущие мелкими заботами и тихими радостями повседневности. Баржа, олицетворяющая для героев и дом, и работу, также вполне могла вписаться в реалистический пейзаж, однако античное имя ("Аталанта") наделяет ее символическим статусом бегущей, скользящей по волнам. Подобное утонченное соотношение реализма и поэзии затем закрепится и термине "поэтический реализм". Художественное течение с одноименным названием наберет полную силу во второй половине 30-х годов и станет выдающимся явлением не только французского, но и всего европейского кинематографа тех лет.
Ж.Виго и Б. Кауфман на съемках