Кинематограф Беларуси 30-х годов
Кинематограф Беларуси 30-х годов характеризуется проявлением общих тенденций: с одной стороны, освоение звукозрительной образности, с другой - полная идеологизация содержания фильмов. Ю.Тарич в 1930 году создал первую звуковую кинопрограмму "Переворот". Применение звука поначалу носило технико-экспериментальный характер и являлось чисто иллюстративным. Просто озвучивались немые фильмы, причем отдельные реплики персонажей, шумы и музыка по существу не дополняли художественный образ. И только в 1933 году режиссер В. Корш-Саблин снял полноценный звуковой фильм иод названием "Первый взвод". Авторы впервые пред-приняли попытку включения звука в художественную ткань картины как выразительного элемента. Наиболее интересен в фильме музыкальный образ, созданный тогда еще малоизвестным композитором И. Дунаевским. Он активно использовал мелодии белорусских народных и солдатских песен. В последствии И. Дунаевский написал музыку почти ко всем фильмам В. Корш-Саблина ("Искатели счастья", "Дочь Родины", "Золотые огни").
Одновременно с постановкой "Первого взвода" на студии велась работа по созданию фильма "Поручик Киже" (1934). Соавторами режиссера А. Файнциммера стали яркие деятели советской культуры писатель Ю. Тынянов (автор сценария) и композитор С. Прокофьев. "Поручик Киже" - уникальный пример гротесковой стилистики, гармонично сочетающей сюжет о приключениях несуществующего офицера ("лицо секретное и фигуры не имеет") с обостренной пластической выразительностью кадра и сатирической музыкой. Но как у всякого яркого произведения тех лет, судьба картины была сложной. Руководство белорусской киностудии резко отрицательно отнеслось к фильму, упрекая постановщиков в формалистическом экспериментировании. В советском кино как раз в ту пору шла кампания по борьбе с формализмом, жертвой которой, в частности, стал С. Эйзенштейн. Специфическая жанровая природа фильма "Поручик Киже"требовала адекватных приемов, совокупность которых авторы и применили в процессе создания своего экранного произведения. Представляется однако, что была более существенная причина для резкой критики фильма. Несмотря на то, что события развивались в эпоху Павла I, они легко проецировались на советскую реальность, высвечивая абсурд действий власти и ее бюрократического аппарата.
Следует отметить, что киностудия "Советская Беларусь" до 1939 года существовала на территории ленинградской студии. Этот факт имел двоякое значение для развития белорусского кино. С одной стороны, оно подпитывалось русской общекультурной традицией, но с другой - быстро теряло белорусский колорит. Именно к этому времени относится начало порочной практики приглашения на главные роли в белорусские фильмы российских актеров, которые, естественно, привносили свой национальный темперамент, свою речь, свой менталитет. Эта традиция сохранилась и по сей день, что негативно сказывается на формировании национальной исполнительской школы в области экранного искусства.